Собака с самым богатым словарным запасом

Собака породы бордер-колли, которую считали самой умной среди своих представителей в мире, умерла в возрасте 15 лет. Пес по имени Чейсер проживал в американском штате Южная Каролина.

Известность собака получила благодаря тому, что имела богатый «словарный запас». Хозяин занимался с собакой каждый день по несколько часов, показывал ей разнообразные предметы и много раз произносил вслух их название. После чего Пилли прятал вещь и просил Чейсер отыскать ее. Мужчина использовал около 800 тканевых игрушек, 116 мячиков, 26 фрисби, а также многочисленные пластиковые предметы. Благодаря этому Чейсер мог распознавать 1022 предмета. Хозяин собаки умер в 2018 году в возрасте 89 лет, после чего пес жил с дочерью мужчины.

Регулярная проверка усвоенных знаний (тесты на выбор одного предмета из восьми), а также мета-тесты (серия из 50 тестов на определение имен 20 случайно выбранных игрушек) показали, что Чейсер способна не только справляться с заданием с 90% точностью, но и вспомнить имена игрушек спустя два года после окончания тренировки.

Во втором эксперименте исследователи обучали собаку комбинировать слова. Сначала с помощью незнакомых по предыдущему эксперименту предметов Чейсер научили трем видам маркировочного поведения: «тронь лапой», «тронь носом» и «принеси». Затем выученные глаголы случайно комбинировались с ранее усвоенными именами игрушек — существительными, например, «принеси плюшевого слона» или «тронь носом колокольчик». Чейсер безошибочно справилась с каждым из 14 тестов.

Следующий эксперимент ставил целью проверить, способна ли собака усвоить категории предметов. Помимо общей категории «игрушки», собака легко запомнила подкатегории «мячи» и «фрисби», идеально справляясь с тестами «8-8» (то есть по просьбе хозяина приносила, например, мяч из набора восьми различных мячей и восьми «не-мячей»).

Наконец, в заключительном эксперименте собаку просили принести неизвестную ранее игрушку, имя которой Чейсер слышала впервые, выбрав ее среди семи других, уже знакомых ей игрушек. Собака прошла все тесты, не совершив ни одной ошибки.

Собака идентифицирует игрушки

Чейсер, ищи игрушку, ищи игрушку! Чейс, там, ищи там! Это гусь. Чейс, принеси другую игрушку. Принеси другую. Да, это игрушка!
Собака идентифицирует предметы по их именам
Чейс, найди круг, найди круг! Да, молодец. Чейс, найди манок. Хорошая собака! Хорошая собака!
Собака идентифицирует мячи
Чейс, найди мяч. Принеси мяч. Да, это мяч. А теперь еще один мяч. Молодец!
Интеллектуальные способности животных. Краткая историческая справка

Биологи XIX столетия, вдохновленные открытием своего современника Чарльза Дарвина, считали, что животные, будучи связанными с человеком общими предками, могут делить с нами не только внешние признаки, но и умственные (когнитивные) способности. Считалось, что существующие различия заключаются не в качестве, но степени. Иначе говоря, животные могут обладать языком, памятью, чувством прекрасного, пусть и менее развитыми, чем у нас, у людей. Делая самые первые шаги, а потому не имея никакой методологической базы, наука тех дней в качестве доказательств использовала многочисленные истории об удивительных способностях животных. Позже многие способности, описанные в подобных историях, были развенчаны.

Пытаясь заменить «истории» натуралистов XIX века солидным научным методом, ученые XX столетия сосредоточились на исследовании только внешнего проявления психической деятельности — поведении, — опустив из рассмотрения внутренний мир животных: когнитивные способности, чувства, эмоции. Этот подход, называемый бихевиоризмом, в 80-е годы начал сдавать позиции и уступил место когнитивным наукам.

Вместе с бихевиоризмом снялись ограничения со способностей животных к обучению — наши собаки вдруг «стали умнее». Оказалось, что они могут обучаться не только классическим и оператным обуславливанием. Собаки могут имитировать. У собак, как и у младенцев, есть некоторое представление о количестве, а примеры бордер-колли Чейсер и других демонстрируют способность собак запоминать и комбинировать слова, делать правильный выбор методом исключений и т.д.

Бордер-колли необходимо следить за овцами, но при этом слушать хозяина. За века доместикации и совместной пастушьей работы собаки, которые были восприимчивы к языку человека, «заполонили» генофонд. И поэтому большинство из нас считает, что у бордер-колли есть особые способности к языку, которые превосходят даже способности младенцев.

Ключевой момент состоит в том, чтобы научить собаку двум вещам. Первое — это знание того, что у предметов есть имена. И во-вторых, собака должна выучить определенный сигнал. Это то, как мы соединяем слова с предметами. То есть собака должна узнать, какому конкретному предмету соответствует определенное слово. И мы добились этого очень просто. Я всего лишь брал предмет в руку и говорил: «это кролик, я сейчас спрячу кролика и хочу, чтобы ты его нашла». Мы вместе шли за кроликом, давали его собаке, называли, когда она смотрела, то есть создавали ассоциацию между предметом и его названием. Чейсер, найди кролика, найди кролика. Я считаю, что пока мы искали кролика, имя игрушки запечатлялось в ее памяти. Проводя несколько минут времени с этим предметом, у собаки создавалась ассоциация между игрушкой и ее названием. Это называется обуславливанием. Мы предполагаем, что после нескольких таких сеансов собака понимает, что у предметов есть свои имена. И когда я говорю «это…» — это сигнал, который помогает связать название предмета и сам предмет.

Познакомиться поближе John Pilley — Chaser the Border Collie